«Умные» и адаптивные материалы для ж/д транспорта к 2050 году

«Умные» и адаптивные материалы для ж/д транспорта к 2050 году

На этой неделе состоялась экспертная сессия, где обсудили перспективы применения «умных» и адаптивных материалов для железнодорожного транспорта на горизонте до 2050 года. Эксперты Центра НТИ «Цифровое материаловедение» МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИЦ «Композиты России» внесли свои предложения о том, что будет актуально для применения, какие сейчас существуют мировые тренды и риски.

Основные сложности, обозначенные на форсайте, заключаются в длительном периоде согласования применения материалов, санкционные риски и нехватка отечественного сырья, дефицит необходимого количества компетентных специалистов. Однако комплексные решения, которые будут выработаны экспертами, позволят не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и развить новые направления деятельности, предложить новые услуги, повысить качество существующих и, конечно, обеспечить еще более высокий уровень безопасности ж/д перевозок.

«На базе нашего Центра есть серьезный научный задел в области создания самовосстанавливающихся материалов. Они могут самостоятельно залечивать возникающие в них дефекты: царапины, трещины. Для железнодорожного сектора актуальны будут такие разработки, как самозалечивающийся бетон, используемый в зданиях и сооружениях железнодорожной инфраструктуры», — приводит пример к.х.н., заведующий лабораторией «зеленой» химии МИЦ «Композиты России» Александр Полежаев.

Новые материалы найдут применение в любой области. Ведь за счет своих качеств они могут уменьшать трение и износ, а значит их можно применять при изготовлении рельс, колес, воздушная контактных сетей и др. За счет возможности отталкивать воду, органические жидкости и прочие загрязнения новые материалы, т.н. самоочищающиеся, используют для внешней и внутренней поверхности подвижного состава, зданий и сооружений. Это позволяет экономить средства на мойке, а также защищает от вандалов. Материалы с функциями датчиков мониторят механические повреждения композиционных материалов, используемых в конструкции подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры.  Из дизайнерских решений стоит отметить материалы для изготовления окон пассажирских поездов, меняющих прозрачность в зависимости от интенсивности солнечного света.

В целом, комплексная форсайт-сессия продолжится, экспертам предстоит выработать дорожную карту по развитию железнодорожной отрасли в части внедрения новых материалов.

 

Центр НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» – структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана, созданное 28 декабря 2020 года для реализации цифрового подхода к «быстрому» и «сквозному» проектированию, разработке, испытанию и применению новых материалов и веществ. Центр НТИ формирует национальный банк данных и знаний по материалам и их «цифровым двойникам», обеспечивающий получение «цифровых паспортов» и ускоренную сертификацию новых материалов.

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана, созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета в области новых материалов и информационных технологий, формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Деятельность Центра осуществляется при поддержке Минобрнауки и Минпромторга России в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.

МГТУ имени Н.Э. Баумана – национальный исследовательский университет, один из крупнейших в России и Европе. Бауманский университет является лидером среди российских вузов по общему объему НИОКР (ежегодно до 6 млрд. рублей). В МГТУ им. Баумана создана инновационная структура, включающая в себя 22 научно-образовательных центра мирового уровня. Особенностью научно-образовательных центров является их междисциплинарность, что позволят создавать технологический прорыв на стыке наук. Общая численность консолидированного коллектива университета (студенты, сотрудники и преподаватели) 35 тысяч человек.

Опубликовано 15 октября 2021 года

#