МГТУ имени Н.Э. Баумана — фронту!

МГТУ имени Н.Э. Баумана — фронту!

Накануне 75-летия Победы мы решили рассказать о великом подвиге бауманцев как на фронте, так и в тылу. Ведь научная и образовательная жизнь в МВТУ им. Н.Э. Баумана (с 1989 года – МГТУ) не замирала в годы войны.

Объем научно-исследовательских работ в МВТУ начиная с 1941 непрерывно возрастал. На основе исследований, проведенных в годы войны, защищено 10 докторских и 42 кандидатские диссертации. Большая часть исследований была внедрена в производство и принята на вооружение Красной Армии. Широко развернулась работа по всевобучу. Коллектив кафедры физкультуры в самое короткое время подготовил несколько сотен стрелков, снайперов, пулеметчиков, автоматчиков, минометчиков. Условия подготовки были максимально приближены к фронтовым. Много преподавателей, студентов и сотрудников МВТУ ушли в ополчение. Большинство – в 7-ю дивизию народного ополчения Бауманского района Москвы.

Бауманцы внесли неоценимый вклад для победы на фронте, в т.ч. создавали и внедряли разработки, не имеющие аналогов. Владимир Бармин был основателем кафедры СМ8 МГТУ им. Н.Э. Баумана. По чертежам СКБ Бармина были изготовлены боевые установки, в народе – «Катюши». А вот советскую авиацию до самой Победы представляли сразу шесть бомбардировщиков, разработанных Андреем Туполевым, выпускником Бауманки, – ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7, СБ, МТБ-2 и Ту-2, а также разведчик Р-6. Весьма эффективным в борьбе с вражескими истребителями и бомбардировщиками оказался истребитель ЛА-5, созданный Семеном Лавочкиным, также выпускником МГТУ.

Самый массовый и эффективный самолёт Второй мировой войны Ил-2 ещё на этапе проектирования называли «летающим танком», немцы окрестили его «чёрной смертью». Дело в том, что при его производстве применялась броня танкового типа. Разумеется, совсем не такой толщины. Советские учёные-материаловеды, выпускники МГТУ им. Баумана Сергей Кишкин и Николай Скляров разработали удивительный по защищённости и боевым свойствам самолёт, ставший, наряду с танком T-34, символом победы. Их решения не привели к потере важнейших лётно-технических характеристик: высоты, скорости, манёвренности. Позже к работе присоединился Сергей Ильюшин. Оп предложил включить в силовую схему боевого самолёта бронекорпус. В авиационной броне решили совместить два противоречивых по природе качества – твёрдость и пластичность. За годы войны было построено более 36 тысяч этих самолётов, самых эффективных, защищённых и востребованных. Реализовывал концепцию самолета, который бы уходил от истребителей противника за счет высокой скорости и высотности, ещё один из выдающихся выпускников Бауманки — Владимир Петляков. Самолет по прозвищу «Пешка» — Пе-2 был разработан силами конструкторов и инженеров во главе с В. Петляковым. Бомбардировщики наносили бомбовые удары с пикирования, добиваясь высокой точности поражения цели. Пе-2 стал самым массовым фронтовым пикирующим бомбардировщиком.

МВТУ тесно работал с оборонными заводами. В мастерские ВУЗа были завезены дополнительные станки и другое оснащение. Организовывались новые цеха, осваивались фронтовые заказы. Рабочие и руководители мастерских перешли на казарменное положение. Работали целыми сутками и даже во время налетов не уходили от станков. В лабораториях ВУЗа обрабатывали корпуса мин, изготовляли гранаты, детали авиабомбы и другие виды вооружения. Среди московских вузов МВТУ оказался одним из наиболее подготовленных к переводу на военные рельсы, т.к. еще до войны имел устойчивые связи с промышленностью и оборонными наркоматами. Это также способствовало быстрой перестройке всего коллектива на военный лад. Тысяча старшекурсников и аспирантов была отправлена на оборонные заводы. Практиковалось создание ударных заводских бригад с участием в них ученых, разрабатывавших новые технологии производства боеприпасов и вооружения. Так, например, одна ударная бригада ученых МВТУ с кафедр резания металлов и др. к сентябрю 1941г. решила задачу увеличения производства зенитных орудий в 1,5-2 раза без дополнительных капиталовложений.

Одной из важнейших проблем военного времени было совершенствование существующей и создание новой боевой техники с использованием новых материалов, дешевых, простых и надежных. Серьезные успехи были достигнуты в разработке новых технологических процессов, таких как центробежное литье, литье в кокиль, новый способ электромеханической обработки поверхности металлов. Были усовершенствованы методы электросварки. Группа профессоров и преподавателей занималась разработкой оригинальной конструкции противотанкового ружья. Более 300 единиц было изготовлено в мастерских ВУЗа и отправлено на фронт.

Кафедра сварки освоила скоростной автоматический метод работы под флюсом, была создана конструкция разряжателей авиабомб, а также методика подводной электродуговой резки.

Сварочный цех выполнял заказы на ежи, детали для парашютов, занимался сваркой стабилизаторов для бомб, доведя их выпуск -до 90 тыс. штук в месяц.

Кафедра литейного производства внедрила ковкий перлитовый чугун, высокопрочный и пластичный, способный заменять сталь. Широкое распространение в массовом производстве получила оригинальная технология отливки мин. Всего за годы было изготовлено 2 млн 702 тыс. корпусов мин различных калибров, из них 1,5 млн были обработаны в механическом цеху, снаряжены, упакованы в ящики и отравлены на фронт. Был разработан процесс литья корпусов авиабомб и боеприпасов разного калибра в постоянные формы – кокили. Литье кокиль позволило увеличить производство в 20 раз, а себестоимость снизить в 2 раза.

Кафедра резания металлов создала теорию рациональной геометрии режущего инструмента, повышающую его стойкость и производительность.

Коллектив кафедры электромеханики разработал новый электросварочный автомат, новые типы контактных и бесконтактных взрывателей, электроприцелы. Оптико-механическая кафедра разработала новые прицелы для стоящих на вооружении зенитных систем.

В условиях острого дефицита жидкого топлива, пришлось использовать торф, дрова, солому, сланцы. По проектам кафедры двигателей внутреннего сгорания были созданы простые и надежные приспособления к двигателям и генераторам.  Двигатели были переведены на местные сорта топлива.

Кафедра метрологии и точных измерений организовала отдел технического контроля готовых изделий. Кафедра точного приборостроения создала и внедрила в промышленность новые типы приборов для испытания и контроля качества.

Особое внимание стоит уделить малоизвестному факту участия бауманских конструкторов в проектировании бронепоездов. В большинстве случаев производство бронепоездов осуществлялось в инициативном порядке при полном отсутствии единого плана и научно обоснованной проектной документации. Строительство велось «на глазок» из подручных, часто некондиционных материалов. Вооружение осуществлялось по остаточному принципу, порой устаревшими, малоэффективными в современных условиях системами, что не могло не отразиться на боевом применении. Однако никто не хотел брать на себя это ответственное дело по модернизации бронепоезда. Лишь в 1942 году исполнитель был найден. 23 апреля 1942 года Управление бронепоездов утвердило для МВТУ «Задание на подготовку чертежей легкого бронепоезда», а через 3 дня был заключен договор на разработку необходимой документации на бронепаровоз, бронеплощадки, получившие индексы ПР-43 и ПЛ-43. а также вагоны баз (вагон-штаб, вагон-кухня, вагон-баня, вагон-мастерская, вагоны- склады, вагон-санчасть). Срок сдачи устанавливался всего через 3 с небольшим месяца –  1 июля 1942г. Хотя МВТУ не имел опыта подобных работ, с разработкой конструкции бронепаровоза удалось справиться довольно быстро. Несмотря на все сложности бронепоезд был построен и передан в действующую армию 21 БП-43- лучший отечественный бронепоезд периода Второй Мировой войны. Потери среди бронепоездов этого типа оказались минимальными.

А на кафедре паровозов были сконструированы новые типы бронеплощадок для зенитных бронепоездов, боевое применение которых оказалось наиболее эффективным в условиях быстрого продвижения войск, а, соответственно, и военных грузов. Зенитно-артиллерийские полки и полки истребительной авиации не успевали перемещаться вслед за войсками и эшелонами. Бронепоезда же, способные проходить более 800 км в сутки, успешно решили эту проблему.

Огромную работу проделали и сотрудники кафедр станков, двигателей, лаборатория гидроприводов. Они усовершенствовали технологические процессы на заводах, создали новые типы двигателей, новые системы управления зенитной и морской артиллерий.

Фундаментальность в сочетании со смелым новаторством, традиционно характерные для ведущих научных школ МВТУ особо проявились в годы войны. Специально созданный технический совет кардинально пересмотрел все научные разработки, выбрав наиболее важные для обороны в качестве приоритетных.

Коллектив МВТУ боролся за укрепление производственной дисциплины, стремился внедрять передовые технологии, повышать качество и количество выпускаемой продукции. Под особый контроль брались заказы ГКО.

Несомненно, в грозные годы Великой Отечественной войны профессорко-преподавательский и учебно-вспомогательный состав, аспиранты и студенты МВТУ им. Н.Э. Баумана продемонстрировали высочайший патриотизм и единство в стремлении общими усилиями помочь армии добиться победы над жестоким и сильным врагом.

Где бы не оказывались бауманцы – на фронте, на производстве, на строительных работах, за чертежной доской или учебным столом – всегда они оставались на высоте и с гордостью несли имя родного ВУЗа. Тяжелые, специфические условия военного времени способствовали укреплению трудовой, учебной и научной дисциплины, стимулировали исследовательскую, конструкторскую деятельность.

Опыт МВТУ показал, на что способен хорошо организованный, сплоченный коллектив крупнейшего и ведущего инженерно-оборонного вуза страны, каким неисчерпаемым потенциалом он обладает.

Источник: «Бауманцы на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны» под редакцией Б.В. Колобова.

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.

МГТУ им. Н.Э. Баумана – национальный исследовательский университет, один из крупнейших в России и Европе. Бауманский университет является лидером среди российских вузов по общему объему НИОКР (ежегодно до 6 млрд. рублей). В МГТУ им. Баумана создана инновационная структура, включающая в себя 22 научно-образовательных центра мирового уровня. Особенностью научно-образовательных центров является их междисциплинарность, что позволят создавать технологический прорыв на стыке наук. Общая численность консолидированного коллектива университета (студенты, сотрудники и преподаватели) 35 тысяч человек.

Опубликовано 07 мая 2020 года

#