НОЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана (МИЦ)

«Композиты России» изобрели уникальные суперкомпозиты для машиностроения

Уникальный композитный материал уже получен в наших лабораториях и в случае массового внедрения решил бы раз и навсегда проблемы…с кузовным ремонтом!

Если изготавливать из него части автомобиля, которые чаще всего страдают в ДТП, любое замятие и даже трещина будет удаляться одним простым нажатием кнопки. Однако на пути прогресса есть всего одно небольшое досадное препятствие.

Самозатягивающиеся трещины на бампере машины, почти никогда не ломающиеся пластиковые детали и предметы и, можно сказать, вечные самолеты и корабли. Все это только кажется фантастикой.

«Мы делаем материал, который в результате термоциклирования может трещины, микротрещины пока что залечивать. Еще один важный момент. Уголь – токопроводящий. То есть, чтобы его нагреть, не нужно совать в печку, а можно просто подключить», — объяснил Александр Полежаев, заведующий лабораторией «Новые материалы» МИЦ «Композиты России».

Речь о композитных материалах. Почти вся мировая промышленность сходится во мнении: за ними будущее. Тот же углепластик легче, прочнее и долговечнее любого металла. Но, как всегда, есть несколько «но». Например, если в процессе сборки появился дефект, то придется выкинуть всю деталь. Что-то исправить не выйдет.

Микротрещины в половину или даже четверть человеческого волоса толщиной могут стать фатальными. Особенно в авиации.

Сейчас в мире существуют не только самолеты с крылом из композитных материалов, но и с фюзеляжем из углепластика. Пусть и наполовину. Это значительно снижает вес лайнера, а значит и повышает топливную эффективность. Но композит нужно постоянно проверять на наличие даже микротрещин. Для этого по всему крылу или фюзеляжу, в том числе и внутри конструкции, установлено огромное количество датчиков, которые сразу сообщают, если есть хоть какое-то отклонение от нормы. То есть части из композитных материалов хоть и позволяют экономить горючее, но пока все же слишком дороги в обслуживании.

Со временем композитные материалы заменят все то, к чему мы так привыкли, например металл или дерево. Конечно, пока эти материал используются в авиационной, космической или оборонной промышленности. Вот это вот форма для изготовления спутниковой тарелки. Сама тарелка вместе со спутником уже летает в космосе. Или вот автомат Калашникова. Цевье и крышка ствольной коробки — карбоновые и выдерживают все нагрузки. В гражданской промышленности это пока не так развито, но вот эта клюшка не деревянная, а композитная. И она очень легкая.

По-видимому, появление еще одного сильного игрока в высокомаржинальной нише среднемагистральных самолетов с новейшим продуктом вызывает опасения у ведущих игроков на мировом рынке.

На момент проектирования отечественных аналогов композитов было мало, но сейчас ситуация изменилась. Российские специалисты не только научились производить сырье, но и уже имеют опыт удачных разработок и производства. Например, один из перспективных беспилотников.

Если получится успешно и широко внедрить самозатягивающийся материал для композитов, то это будет уже не шаг вперед, а целый прыжок. Который поменяет не только привычные характеристики почти любого предмета, но и мировую экономику.

По материалам «Известия», РЕН ТВ.

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.

Exit mobile version