Бауманцы-шестидесятники дали старт композитному автопрому

Ещё в середине прошлого века в нашей стране учёные занимались созданием автомобилей из композиционных материалов. Поэтому слова о том, что композиты – это «космические технологии» не совсем верны.

«Композитные автомобили делали ещё в СССР. Правда, мелкими сериями, — говорит первый проректор — проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Борис Падалкин. — Первым советским опытным автомобилем с кузовом из композиционных материалов, а именно из стеклопластика, стала микролитражка «Чайка МВТУ», построенная на кафедре «Колёсные машины» МВТУ имени Баумана в 1958 году».

«Чайка» — автомобиль, высотой всего 1,35 см, у него независимая подвеска всех колёс, мощные тормоза, просторный кузов. Он сделан целиком из пластмассы и усилен стеклотканью.

«Благодаря стеклоткани кузов получился очень прочным, надёжным и легким, — говорит Владимир Нелюб, директор МИЦ «Композиты России». – Масса кузова, всего 47 кг. Но композиты использовали не только для производства опытных автомобилей. В тот же период в ГДР изготавливали элементы кузова знаменитого серийного автомобиля «Трабант» из аналога стеклопластика — «дуропласта». Это материал на основе фенолформальдегидной смолы с армирующим наполнителем из отходов хлопкового производства».

Кстати и сейчас очень быстро набирает обороты тенденция в переходе от традиционно применяющегося нефтехимического сырья на растительное. Это логично в связи с тем, что это самая распространенная, доступная и возобновляемая сырьевая база.

По словам Владимира Нелюба, в Центре ведется разработка научной и технологической базы для производства синтетических смол и полимерных композиционных материалов на основе растительного биовозобновляемого сырья. Что будет использоваться для высокопрочных кислотостойких углепластиков на основе эпокси-ФА композиции для пропитки, с целью защиты от гниения, коррозии и иных разрушений материалов. Кроме того, сейчас активно ведётся работа над созданием новых материалов с функцией самовосстановления.

Новые материалы после повреждения могут возвращать прежнюю форму. Для этого нужно просто нагреть углепластик. Его составные компоненты под воздействием температуры сами заполняют трещины. А затем затвердевают. То есть, если сделать из такого материала, к примеру, автомобильный бампер, то после небольшой аварии не нужно будет везти машину в ремонт. Владельцу достаточно включить в автомобиле специальную кнопку обогрева – и через несколько часов бампер будет как новый.

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.

Опубликовано 11 января 2019 года


Похожие новости