Этапы становления русской инженерной школы обсудили в МГТУ имени Баумана

Студенты-инженеры из разных стран собрались 24 декабря в МИЦ «Композиты России», чтобы вспомнить историю становления технического образования в России, основные достижения русского инженерного гения, обсудили современное состояние и перспективы развития науки и технического образования в РФ. В работе семинара «Русская инженерная школа: из прошлого в будущее» приняло участие около 20 человек – представителей разных вузов России и зарубежья.

Эпоха становления инженерных наук в России началась в период правления Петра I, когда 1701 г. в Москве по его указу была создана Школа математических и навигацких наук. Следующим шагом в развитии этого стало открытие в 1773 г. в Санкт-Петербурге Горного института императрицы Екатерины II. Также участники семинара вспомнили и про Институт инженеров путей сообщения и, конечно же, Императорское Московское техническое училище. Известно, что «русский метод» подготовки специалистов был отмечен медалью на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 г. С восшествием на престол Николая II началась вторая (после 10–20-ых годов XIX в.) эпоха массового создания инженерных вузов в России. Между 1894 и 1917 гг. был учрежден ряд крупных технических вузов. Именно этот задел позволил русскому техническому образованию стать одним из самых передовых в свое время. К началу Первой мировой войны российская система высшего специального технического и сельскохозяйственного образования по всем параметрам заметно превосходила германскую. Стоит отметить, что первые учебные заведения технического направления стали появляться также в Российской империи.

Студенты отметили, что характерной чертой инженерного образования был «физикотехнический подход», то есть применение современных математических и физических методов к решению сложных инженернотехнических проблем и, наоборот, применение инженерных, промышленных методов в постановке научного эксперимента.

Сейчас же всё чаще в инженерном образовании используется метод «через науку и практику». Ведь обладая фундаментальными знаниями, но не применив их ни разу на практике инженер не сможет пользоваться всем потенциалом, а с современными технологиями инженера, не обладающего практическим опытом, невозможно представить. Для того чтобы возродить промышленность, надо возродить индустриальное образование. Возрождение промышленно-ориентированного сектора экономики России – необходимое условие обеспечения ее национальной безопасности и устойчивого экономического развития в XXI веке.

По итогам работы в группах участники представили свое видение перспектив развития и сохранения традиций русской инженерной школы. Было предложено налаживать систему технологической подготовки школьников и улучшать их профессиональную ориентацию. В России уже реализовывается ряд проектов, среди которых молодежный технопарк «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана». Также следует увеличивать количество школьных технических олимпиад, укреплять кооперацию средних общеобразовательных учебных заведений с техническими вузами. В университетской среде необходимо предусмотреть повышение стипендий обучающимся по специальностям оборонно-промышленного комплекса.  Очень важно повышать престижность профессии инженера.

Среди факторов, которые могут способствовать быстрому прорыву в научном и техническом образовании, можно выделить акцент на фундаментальных дисциплинах. Видится целесообразным дать вузам право самим определять её формы и содержание, а также значительно  улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений. В то же время важно наладить подготовку преподавательского состава для университетов. Часть обученных высококвалифицированных кадров должны возвращаться в вузы для осуществления подготовки новых специалистов. Таким образом можно обеспечить самовоспроизведение образовательной системы.

Мероприятие прошло при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.

Опубликовано 24 декабря 2018 года


Еще по теме