Базальтовое волокно имеет колоссальный экспортный потенциал

Владимир Александрович Нелюб, директор МИЦ «Композиты России» МГТУ имени Н. Э. Баумана и Московского композитного кластера рассказал корреспонденту информационно-новостного портала Basalt.Today о состоянии композитной отрасли в России и планах МИЦ по популяризации композитов.

Как Вы оцениваете текущее состояние отрасли волоконноармированных композитов?

«Отрасль развивается — открываются новые производства, идет работа над проектами в рамках 14-й Подпрограммы по развитию отрасли композитов в РФ. Объем российского рынка композитов в 2016 году вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2017 года рынок композиционных материалов России составил около 53 млрд. рублей и стремительно продолжает расти.

Но доля России в глобальном объеме производства в стоимостном выражении остается небольшой — не более 1%. Главная причина заключается в недостаточно активном спросе на отечественную инновационную продукцию отрасли в тех секторах экономики, которые могут быть её основными потребителями. Прежде всего, речь идет о транспортном машиностроении, строительстве, энергетике, нефтегазодобыче, цветной металлургии, химии и нефтехимии. Чтобы изменить ситуацию, нужно взаимодействовать с потенциальными потребителями, показывать им конкурентные преимущества композиционных изделий.

Что касается базальтокомпозитов, то это относительно новое направление не только для нас, но и для всего мира. Причем сегодня мы лидируем в технологиях производства стабильного непрерывного базальтового волокна и его переработки. Теперь нам нужно не только сохранить свое лидерство, но и создать необходимый технологический разрыв с другими участниками мирового рынка».

Есть ли сейчас в портфеле «Композитов России» проекты, связанные с НБВ и базальтокомпозитами?

«Да, это завод «Мосбазальт» и расширение производства непрерывного базальтового волокна на предприятии «Каменный век».

В рамках первого проекта планируется создать инновационное предприятие, которое будет заниматься производством базальтокомпозитной сетки. Основными видами производимой продукции будут:

— строительная сетка из базальтового волокна для армирования блочной, кирпичной кладки, стяжки пола и фасадных систем;
— автодорожная базальтоволокнистая сетка для армирования асфальтобетона и основания дорожных одежд.

Пока это пилотный проект Московского композитного кластера, осуществляемый при поддержке Правительства Москвы. Планируем уже в 2018 году запустить производство и начать продажи инновационной продукции, сейчас идет процесс заключения договоров с потенциальными заказчиками.

Совместно с «Каменным веком» мы реализуем проект по усовершенствованию действующей технологии производства непрерывного базальтового волокна и увеличению производственной мощности. Новое волокно будет иметь лучшие физико-механические характеристики, по сравнению с выпускаемым сегодня, и низкую себестоимость. Это позволит качественно расширить сферы его применения, одновременно повысив в несколько раз объемы сбыта. Проект ведется при поддержке Министерства образования и науки».

На какой стадии реализации находится проект с «Каменным Веком»?

«Мы только во второй половине прошлого года приступили к его реализации. Сейчас проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), чтобы решить поставленные задачи по снижению себестоимости и повышению физико-механических свойств. Все работы идут согласно плану-графику. Думаю, что уже к 2020 году завод начнет поставлять продукцию на рынок».

Как вы оцениваете интерес композитчиков к базальтоволокну? Они готовы переходить на него со стекловолокна?

«Базальтовое и стекловолокно имеют очень схожие характеристики. Но стекловолокно на 30% дешевле базальтового, что, в основном, и сдерживает использование базальтового волокна в таком же широком масштабе, как и стекловолокно. То есть работать нужно над двумя производственными аспектами, о которых я уже упоминал — характеристики волокна и стоимость. Этим мы сейчас и занимаемся вместе с «Каменным веком».

При этом базальтовое волокно обладает некоторыми серьезными преимуществами. Например, у него более высокая стойкость к агрессивным средам щелочей и кислот, что уже сейчас позволяет с успехом заменять стекловолокно базальтокомпозитами там, где эти характеристики востребованы».

Композиты России являются одним из организаторов казанского Composite Battle и WorldSkills Россия. Насколько велики шансы вывести композиты из разряда тестовых компетенций в соревновательные в рамках WorldSkills к 2019 году?

«При участии нашего Центра компетенция «Технологии композитов» сейчас входит в основную соревновательную часть WorldSkills Russia. Мы работаем над тем, чтобы с 2019 года компетенция вышла на мировой уровень.

Мы считаем, что композиционные материалы — это инновационные материалы, обладающие важнейшей отличительной чертой: они создаются под конкретные цели, с определённой плотностью, жёсткостью, прочностью и износостойкостью. В то время как другие материалы уже имеют свои физико-технологические и химические характеристики».

Как еще вы популяризируете композиты среди научной молодежи?

«Для развития инженерной сферы, в частности, композитной отрасли, мы проводим занятия для школьников по композитам. Мы являемся первым инжиниринговым центром, которому удалось открыть обучение в магистратуре вуза по направлению «Технологии материалов и материаловедение». На базе нашего Центра проходит подготовка партнёров, например, студентов техникума МГОК, для выступления на чемпионатах Москвы и России по стандартам WorldSkills, и наших молодых специалистов.

С 21 по 24 ноября 2017 года мы, как соорганизаторы, провели Composite Battle World Cup в Сиане, Китай. Этот соревновательный формат мы разработали в 2015 году. Он отличается от композитов в WorldSkills большей зрелищностью и ориентированием на неподготовленного зрителя, а также более выраженной интеллектуальной составляющей в ряде конкурсов. Мы считаем Composite Battle одним из существенных вкладов в развитие композиционной отрасли, как в России, так и в мире».

Какие события 2017 года, помимо Composite Battle, стали самыми яркими для «Композитов России»?

«В прошедшем году мы принимали участие во многих проектах, связанных с композитными материалами. Особо нужно отметить первый полет ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 28 мая. В конструкции этого летательного аппарата около 35% массы планера занимают композиты.

Также при нашем участии завод Даниса Зарипова «ЗаряД» запустил в производство хоккейные клюшки из углепластика, в этом году начнутся поставки в Евросоюз».

Ваша оценка перспектив базальтокомпозитной отрасли России?

«Как я уже говорил, для развития этого сегмента рынка отрасли композиционных материалов необходимо сохранять технологическое лидерство в области производства базальтового волокна и создавать технологический разрыв по отношению ко всему миру.

А снижение себестоимости до уровня стекловолокна позволит не просто выйти на объемы, сравнимые с объемами производства стекловолокна, но и превысить их в несколько раз. Эта продукция будет востребована не только на внутреннем рынке, она имеет колоссальный экспортный потенциал».

 

 

Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортная, строительная, ЖКХ, энергетическая, нефтегазовая, медицинская и ИТ.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.

Опубликовано 12 марта 2018 года


Еще по теме